> "Границы нашей свободы или свобода без границ".
обалдевший
обалдевший
сообщение 17.12.2006, 00:04
Сообщение #1| Наверх


дапошлооновсё

Group Icon

Группа: Пользователь форума
Сообщений: 24,579
Регистрация: 10-December 06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 12



Леонид, властью, данной ему, закрыл тему обсуждения конкретного конфликта и конкретной персоны. Но в процессе того обсуждения возникла и начала развиваться другая тема, которую не хотелось бы обрывать на полуслове. Проблема идентичности свободы и вседозволенности, проблема социальных ограничений и готовности личности к этим ограничениям.
Честно говоря, это вопрос серьезный, и к его выяснению рано или поздно приходят в любом сообществе, насчитывающем более одного человека.
Это бывает проблемой в дружбе, в любви, в браке, в совместной деятельности, просто в поездке в общественном транспорте.
Где границы прав моей личности на "самоопределение"? Кто их устанавливает? Почему я ДОЛЖЕН им подчиняться?
Почему большинство - даже если оно тупое и ничтожное, мелочное и пошлое - непременно, по определению, довлеет над меньшинством (даже если в меньшинстве, как обычно, люди незаурядные и яркие). Еще раз напоминаю: речь не о ком-либо конкретном. Речь о принципе. И было бы жаль, если бы дискуссия по этому поводу прервалась не успев возникнуть.


--------------------
Свистнуто, не спорю, -- снисходительно заметил Коровьев, -- действительно свистнуто,
но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне!"


Справедливости нет.
Админ.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Ответить
 
ОтветитьНовая тема
Ответов
Агни
Агни
сообщение 20.01.2007, 11:21
Сообщение #2| Наверх


Мега житель форума

Group Icon

Группа: Совет форума
Сообщений: 32,054
Регистрация: 10-December 06
Пользователь №: 2



QUOTE(обалдевший @ 20.01.2007, 05:39) *

......
То есть если человек самого себя лично объявляет мерой всех вещей, то он либо безумец......


А где найти того человека? biggrin.gif aa.gif


Софисты: человек - мера всех вещей

Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместо с софистами (софисты — учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (490--420 годы до и. э.) и Горгий (ок. 480—ок. 380 годы до н. э.).

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему. что для человека выступает как непосредственно данное, как предмет подражания или веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно приобретенного убеждения. некритически принятого мнения. Софистика воевала против всего того. что жило в сознании люден без удостоверения его закон нести. Софисты выступили с критикой основании старой цивилнзации. Они видели порок зтих оснований — нравов, обычаев-устоев - н их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, тоесть обосновано, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем тем. что раньше индивидуального суда не допускало.

Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то. что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. В V веке в большинстве греческих городов-государств был демократический строй, а потому влияние человека на государственные дела, как судебные, так и политические, в большой степени от его красноречия, его ораторского искусства, умения находить аргументы в пользу своей точки зрения и таким обазом склонять на свою сторону большинство сограждан. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Главным их искусством было искусство слова, и не случайно именно они выработали нормы литературного греческого языка.

При такой практически-политической направленности интереса натурфилософские проблемы отступили на задний план;

в центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили на первый план.

Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности отдельного индивида.

Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его — со всеми его особенностями — субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку

кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Такая позиция в теории познания получила название субъективного идеализма.

Как видим, если критерием истины объявить отдельного индивида, а точнее, даже его органы чувств, то последним словом теории познания будет субъективизм, релятивизм и скептицизм, считающий объективную истину невозможной.

Обратим внимание, что принципу, провозглашенному элеатами — мир мнения реально не существует,— софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие -это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим принципом.

Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого.

Сократ: инвивидуальное и надындивидуальное в сознании

Своей критикой непосредственных данностей сознания, требованием относить всякое содержание знания к индивидуальному субъекту софисты прокладывали путь к обретению такого знания, которое, будучи опосредовано субъективностью индивида, не сводилось бы, однако, к этой субъективности. Именно деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания — таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470— 399 годы до и. э.). сперва ученик софистов, а затем их критик.

Основном философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том. что такое человек, что такое человеческое сознание. “Познай самого себя” любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стене храма Аполлона в Дельфах. н, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том. кто является мудрейшим из эллинов. назвал Сократа.)

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания. в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним и неразрешимую коллизию. Задача Сократа — обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов). когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что та кое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания понятий “справедливость”, “добро” и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того что такое добро и зло. Отыскивание знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками само но себе создавало как бы особью этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Но философия - любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.

Однако судьба самою Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделаться добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельствовала о том, что в античном обществе V века уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма софистов, в то же время пользовался многими из приемов, характерных для них. В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ мало отличался от остальных “мудрецов”, подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399 году до н. э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов;что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом. Тем самым Сократ признал над собой законы своего государства — те самые законы, в подрыве которых он был обвинен. Характерно. что умирая Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастливым: как повествует Платон, Сократ в тюрьме был спокоен и светел, до последней минуты беседовал с друзьями и убеждал их в том, что он счастливый человек.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь но и его смерть символически раскрывает нам природу философии Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный традиционный фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа но поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе “моралиста” и “возродителя устоев”, а защитники традиций - “нигилиста” и разрушителя авторитетов.

http://www.sduto.ru/128/136/

QUOTE(обалдевший @ 20.01.2007, 05:39) *

И все споры обрываются тем, что сказал в свое время Флоренский: "Раскаяние - не свершившийся факт, а нескончаемый процесс".



QUOTE(Anatoli @ 14.01.2007, 20:24) *


Прощается всем одинаково - закон, стандарт.
А себе каждый прощает как может.


--------------------
познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта,
но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое).
Изображение
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Ответить

Сообщения в этой теме
обалдевший   "Границы нашей свободы или свобода без границ".   17.12.2006, 00:04
морская пеночка   ...не знаю...не совсем может в формате заданного.....   17.12.2006, 04:23
Anatoli   а я не ограничен ни чем. Ни каким законом. я свобо...   17.12.2006, 04:53
морская пеночка   я свободен и независим. ...знаешь... вот у з...   17.12.2006, 05:29
Anatoli   ...знаешь... вот у зайки в лесу тоже свобода...и ...   17.12.2006, 13:22
морская пеночка   Попробую. Только про зайчиков не буду. По взросло...   17.12.2006, 14:47
Anatoli   */таки ты ИСТИНУ уже познал?... да. истину этого...   17.12.2006, 14:52
морская пеночка   да. истину этого мира. у меня нет конфликта с ми...   17.12.2006, 15:13
обалдевший   Попробую. Только про зайчиков не буду. По взросло...   17.12.2006, 14:48
Леонид К.   Попробую. Только про зайчиков не буду. По взросло...   17.12.2006, 15:09
Serpent-Удав   а я не ограничен ни чем. Ни каким законом. я своб...   17.12.2006, 18:48
Anatoli   1. И ограничен, и зависим... Обоснуй.   17.12.2006, 18:59
Serpent-Удав   Обоснуй. Да насколько я тебя знаю - ты самоогран...   17.12.2006, 19:03
Anatoli   Да насколько я тебя знаю - ты самоограничен... Им...   17.12.2006, 19:29
Anatoli   Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,...   17.12.2006, 05:04
Леонид К.   Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...   17.12.2006, 09:07
Anatoli   Границы личной свободы зависят от уровня сознания....   17.12.2006, 14:51
Тётька Тэтчер   Границы личной свободы зависят от уровня сознания...   17.12.2006, 14:51
Leo   Границы личной свободы зависят от уровня сознания...   17.12.2006, 14:56
Тётька Тэтчер   А что-третьего не дано???? Законы УК и ПРИРОДЫ.?....   17.12.2006, 15:04
морская пеночка   Границы личной свободы зависят от уровня сознания...   17.12.2006, 15:04
Anatoli   ...но ведь ОГРАНИЧИВАЮТ... Толя!!!...   17.12.2006, 15:51
морская пеночка   Ну так я уже сказал - ограничен лишь условиями ...   17.12.2006, 16:33
Anatoli   Ну так я и свободен. Но ведь "что делать?...   17.12.2006, 15:20
Ангел13   Вот так задумаешься иногда... Да я же просто катас...   17.12.2006, 16:09
Anatoli   Вот так задумаешься иногда... Да я же просто ката...   17.12.2006, 17:09
Leo   :) :) :) :) :) :) :) Во первых раздел - По...   17.12.2006, 17:19
обалдевший   :) :) :) :) :) :) :) Во первых раздел - По...   17.12.2006, 17:21
Leo   Свободным от общества можно стать наверное только ...   17.12.2006, 16:55
Anatoli   о чем спорим то?...те же ЦЕПИ...вид сбоку... вопр...   17.12.2006, 16:58
Leo   Балин...глыбако забрались.....а вот я снова о ПРАВ...   17.12.2006, 17:01
Анатолий   А вот теперь как юзер спрашиваю - в чём проблема? ...   17.12.2006, 17:19
Анатолий   ...многие жалуются,что сопли тут розовые...гламур....   17.12.2006, 17:27
обалдевший   ...многие жалуются,что сопли тут розовые...гламур...   17.12.2006, 17:32
Анатолий   Рамбовцы так говорят о наших БЕСЕДАХ. Те кто жа...   17.12.2006, 17:42
Leo   ...многие жалуются,что сопли тут розовые...гламур...   17.12.2006, 17:33
Leo   У меня вопрос-свободен ли модератор или админ фору...   17.12.2006, 17:32
обалдевший   У меня вопрос-свободен ли модератор или админ фор...   17.12.2006, 17:34
Leo   Я не испытываю личной неприязни ни к одному из ны...   17.12.2006, 17:35
обалдевший   Речь совсем не о тебе**))...Это уже давнишняя тем...   17.12.2006, 17:40
Тётька Тэтчер   У меня вопрос-свободен ли модератор или админ фор...   17.12.2006, 22:49
обалдевший   Охххх..... Не хотела ж....... Ну да ладно! Ол...   17.12.2006, 22:54
Тётька Тэтчер   Ребята, о чем вы тут базар устроили? У нас что, м...   17.12.2006, 23:04
обалдевший   Оба! По-моему, визжит кто-то явно другой, а н...   17.12.2006, 23:37
Тётька Тэтчер   А про траНвай - нуна!!! :lol: А вот ...   17.12.2006, 23:42
Aleks   А про траНвай - нуна!!! :lol: Свобо...   17.12.2006, 23:50
Anatoli   я тебе на примере еврейских тем поясню. ребята при...   17.12.2006, 18:08
Korvin_   По желанию создателя группы Посты не относящиеся к...   17.12.2006, 22:07
Anatoli   я готов целовать песок по которому ты ходила!   17.12.2006, 23:11
Тётька Тэтчер   я готов целовать песок по которому ты ходила...   17.12.2006, 23:20
Leo   Ооооййййй....... Ну если ж только енто не ущемит ...   17.12.2006, 23:23
Anatoli   Ооооййййй....... Ну если ж только енто не ущемит ...   17.12.2006, 23:35
Korvin_   я готов целовать песок по которому ты ходила...   17.12.2006, 23:28
Тётька Тэтчер   ПРОТЕСТУЮ !!!!!!!...   17.12.2006, 23:32
Korvin_   ПРОТЕСТУЮ !!!!!!!...   17.12.2006, 23:35
Aleks   Со всеми жалобами Вы можете обратится к администр...   17.12.2006, 23:37
обалдевший   Добрый вечер, всем! А ТЕТЕНЬКЕ отдельно - bon...   17.12.2006, 23:40
Aleks   Дорогие дети! Идите в жопу! Чего вы тут р...   17.12.2006, 23:43
Korvin_   Вот и поговори о свободе. Чуть рот откроешь, так ...   17.12.2006, 23:45
Тётька Тэтчер   Дорогие дети! Идите в жопу! Чего вы тут р...   17.12.2006, 23:46
Тётька Тэтчер   Со всеми жалобами Вы можете обратится к администр...   17.12.2006, 23:43
Leo   http://s.rimg.info/a7fe6fb1a16ac754fdf7969a086e6b2...   17.12.2006, 23:40
Anatoli   http://smilies.sofrayt.com/^/aiw/laugh.gif http://...   17.12.2006, 23:41
Leo   Ну воооот...пагАвАрииииилиииии :huh: ...а так хор...   17.12.2006, 23:48
Aleks   Ну воооот...пагАвАрииииилиииии :huh: ...а так хо...   18.12.2006, 00:00
обалдевший   Ну воооот...пагАвАрииииилиииии :huh: ...а так хо...   18.12.2006, 00:10
Korvin_   Оль, а если некоторым умничать нечем - оне фулюга...   18.12.2006, 00:12
Тётька Тэтчер   Ябеда-карябеда :P .....турецкий барабан! Кто...   18.12.2006, 00:14
обалдевший   Ябеда-карябеда :P И ты - Бруддд!!! А...   18.12.2006, 00:16
Aleks   И ты - Бруддд!!! А исчо интеллигентны...   18.12.2006, 00:23
Тётька Тэтчер   И ты - Бруддд!!! А исчо интеллигентны...   18.12.2006, 00:32
Aleks   (.....надрывно, срываясь на фальцет...) НЕ СМЕЕЕТ...   18.12.2006, 00:43
Тётька Тэтчер   Ma chere ami, Тетенька! Не берите так близко ...   18.12.2006, 00:53
Anatoli   ну так у нас всё ещё впереди! Давай про секс ч...   17.12.2006, 23:51
Тётька Тэтчер   ну так у нас всё ещё впереди! Давай про секс ...   17.12.2006, 23:53
обалдевший   [b]ЗАСРАНЦЫ!!!!!!!...   18.12.2006, 00:48
Aleks   [color=#003300][b]ЗАСРАНЦЫ!!!!...   18.12.2006, 00:58
Тётька Тэтчер   А вот это флуд, хотя свободный человек в этой тем...   18.12.2006, 01:00
обалдевший   А вот это флуд, хотя свободный человек в этой тем...   18.12.2006, 01:02
Тётька Тэтчер   О мля, а я тада - шуан!!! :P А вот э...   18.12.2006, 01:06
Aleks   О мля, а я тада - шуан!!! :P Не воз...   18.12.2006, 01:20
Anatoli   А вот это флуд, хотя свободный человек в этой тем...   18.12.2006, 01:07
Тётька Тэтчер   будем разбираться с обвинениями. Ну ка, кого здес...   18.12.2006, 01:12
Бета   будем разбираться с обвинениями. Ну ка, кого здес...   18.12.2006, 01:14
Aleks   будем разбираться с обвинениями. Ну ка, кого здес...   18.12.2006, 01:14
Бета   Форум свободное собрание свободных людей. Человек...   18.12.2006, 01:21
Тётька Тэтчер   ФАК! ФАК! ФАК!........ РЖУНИМАГУ.........   18.12.2006, 01:19
7 Страниц V  1 2 3 > » 


ОтветитьНовая тема
8 чел. читают эту тему (гостей: 8, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0 -

 


Сейчас: 25th September 2024 - 00:16
Правила пользования сайтом